Медиакарта
12:17 | 23 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мир прекрасно тесен

А.Г.Елфимов. Бразилия. Дневник путешественника из Сибири. Авторский фотоальбом.

А.Г.Елфимов. Мальта. Фотоальбом. Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2010. 252 с.

Текст Нина Ягодинцева

Не так уж часты и продолжительны в истории периоды, когда интерес человека к окружающему его миру не обусловлен потребностями выживания или другой сугубо практической необходимостью. Но именно в эти моменты в полной мере проявляются такие качества личности, как чистая любознательность и умение восхищаться – то есть непосредственные источники вдохновения для путешественника, в нашем случае – фотохудожника сибиряка Аркадия Елфимова.

Перед нами два новых увлекательных фотоальбома, представляющих две довольно экзотические для русского путешественника страны, две из бесчисленных сегодня возможностей увидеть со стороны и свою суровую родину. Сколь ни парадоксально это звучит, при всей внешней «объективности» фотообъектива взгляд художника, несомненно, «заточен» на определённые краски и линии, на особенные, авторские сюжеты. И можно смело сказать, что эти авторские сюжеты в полной мере прочитываются в обеих книгах.

Бразильский сюжет начинает складываться прямо с обложки – вместо привычно ожидаемой яркости, карнавальности, которая стала уже штампом в восприятии этой экзотической для сибирских путешественников страны, на первой странице обложки в серо-серебряном, облачно-романтическом проступает силуэт – «знаменитая на весь мир статуя Христа, ставшая символом Рио, а, может, и всей страны…» – как пишет в путевых заметках автор. Цветовая гамма вполне сибирская, между прочим.

Карнавал, конечно, будет тоже – но ближе к финалу, на последних страницах альбома, и он воспринимается здесь уже не как «туристический штамп» или долгожданная экзотика, а как психологический нюанс, штрих характера обитателей этой далёкой от нас страны.

Разрушая таким образом стереотип восприятия Бразилии читателями, для подавляющего большинства которых, думаю, как и для автора этих строк, открытие далёкой страны начинается с открытия первых страниц альбома, фотохудожник ведёт нас тропинками своих личных впечатлений. Такой чисто литературный приём полностью оправдывает себя – ведь он рассказывает нам не только о Бразилии, но и об авторе-сибиряке. Большие птицы на песке у кромки прибоя, цветы и деревья – то диковинные, с буйными красками, то очень похожие на наши, уральские и сибирские, снова статуя Христа – теперь уже вид с подножия островерхой зелёной горы, и Христос предстаёт словно сошедшим с белого неба, полупрозрачным, неземным…

Путевые заметки на клетчатой «блокнотной» бумаге сопровождают наше путешествие-перелистывание то авторскими впечатлениями, то сведениями из Брокгауза и Ефрона и других источников – в принципе, ненавязчивая свободная информация, своеобразный «путеводитель», в котором, однако, чётко обозначена авторская цель подобных путешествий: «…способ узнать как можно больше о том, как, чем обустраивается наша планета».

Елфимов пишет прямо: «В путешествиях мне интересно находить сходство и различия между Россией и другими странами…», а далее, через несколько страниц, возвращается к этой мысли снова. По его формулировке, в путешествии своеобразными маршрутами «между реальностью и образом (страны – примеч. Н.Я.) перемещались «те, кому важно найти применение своим впечатлениям на родине, узнать, что может пригодиться для воплощения своих планов, помыслов…»

Так вот, композиция альбома, на наш взгляд, чётко прослеживает эту линию – сначала отыскивается сходство, а потом точно подмечаются различия. На странице, где на фоне фактурной мостовой сфотографирован вполне привычный нашему взгляду пожелтевший листок дерева, автор делает заметку о том, что «судьба многих декабристов, позднее сосланных в Сибирь, в том числе и в Тобольск, была некоторым образом связана и с Бразилией».

Мир прекрасно тесен – листка-закладки достаточно, чтобы помимо исторической связи России, Сибири с Бразилией возникло и чувство своеобразной эмоциональной рифмы. Но буквально следом располагается целая серия снимков побережья, и, перелистывая их, мы неизбежно понимаем, какие огромные водные пространства разделяют Россию и Бразилию…

Городские виды с их контрастами старины и модерна, роскоши и нищеты, контраст человеческого мира и мира стихий – вод, гор, ветров, контрасты повседневности и праздника – всё в фотозаметках проступает очевидно, но даже самое несоединимое всегда соединяется в сердце художника, тем более если он – путешественник.

Портреты людей, занятых повседневными делами, так же понятны нам, как и лавочки и лотки с платками, бусами, журналами, и трудно представить, что самый тёплый месяц у них – февраль, плюс двадцать шесть, а самый холодный – июль, плюс двадцать…

А вот ещё одна эмоциональная рифма, соединяющая наши страны: ценность человеческих отношений, родственных и дружеских, так понятная России. Нам не нужно пояснять мелькнувшую в путевых заметках автора привычную для бразильцев поговорку: «Друзьям – всё, врагам – закон».

Подобная мера, соотношение духа и буквы, закона и сердца характерна для народов, по выражению Елфимова, «дружелюбных, весёлых, отзывчивых, гостеприимных и жизнерадостных». Отсюда и рифма с Россией, особенно Сибирью, где эти качества «помогают выживать в условиях политической и экономической сложности в обществе».

К финалу книги возникает ощущение ещё одной точной рифмы: диковинные виды бразильских водопадов, праздник стихий рифмуется с буйством карнавальных красок и эмоций – стихий человеческих. «А в Тобольске уже снег. И скрипят от тяжёлого поздне-осеннего ветра сосны на Панином бугре…» – пишет автор в последних строчках своих путевых заметок. И на последней странице альбома, словно обнимая весь мир раскрытыми руками, снова возникает Иисус, и небо над ним полуоблачно-полупрозрачно, но сам он, снятый против света, кажется, задумчив и опечален…

Как всё-таки мала наша Земля! И как не хватает ей нашего бескорыстного любования и нежного восхищения!

Средиземноморская Мальта, героиня следующего альбома Аркадия Елфимова, словно проступает из прозрачной морской воды, её лёгких бликов – это цветовое решение обложки тоже представляется весьма удачным, сразу создаёт настроение. Но об этом - в следующем номере.