Медиакарта
14:16 | 5 июня 2024
Портал СМИ Тюменской области

Правомерно ли взимание с потребителя платы за вход в кафе?

С таким вопросом в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области обратился гражданин, сообщивший о том, что при посещении кафе с него взяли плату за вход в размере 200 рублей.

В этой связи информируем потребителей услуг общественного питания о следующем.

В соответствии с п. 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515, исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с перечнем услуг, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя.

Услуга общественного питания - это услуга по реализации продукции общественного питания и организации потребления данной продукции. Потребление продукции общественного питания, а также покупных товаров неразрывно связано с самой услугой общественного питания, тем самым «взимание платы за вход» за отдельную плату невозможно квалифицировать как отдельную самостоятельную услугу, поскольку эти действия - обязанность предприятия в рамках исполнения своих обязательств по договору об оказании услуг общественного питания. То есть, действия по установлению и взиманию платы за вход недопустимо рассматривать отдельно от обязательств по оказанию услуг общественного питания, поскольку такие действия не имеют под собой каких-либо самостоятельных оснований и не подразумевают какой-либо позитивный результат для потребителя.

Вход в кафе отдельной самостоятельной услугой, подлежащей оплате на основании волеизъявления потребителя (ст. 1 ГК РФ), не является, поэтому не может подлежать оплате отдельно от самой услуги общественного питания. Устанавливая плату за вход, кафе обусловливает приобретение услуг общественного питания платой за право (возможность) их получения, поскольку без возможности входа на территорию кафе получение услуг невозможно. Следовательно, действия кафе в части установления платы за вход не основаны на законе и являются нарушением прав потребителей на получение услуг общественного питания.

Что делать в случае нарушения своих прав?

Безусловно, нужно любыми доступными способами зафиксировать факт взимания платы за вход в кафе: попросить выдать кассовый чек или счет, сфотографировать информацию о необходимости внесения такой платы, если она размещена в доступных для потребителей местах, а также Правила посещения соответствующего кафе. С последними потребителя в обязательном порядке должны ознакомить, в том числе по его требованию.

После возникновения такой ситуации, в ближайшее время направить заведению претензию о нарушении своих прав. Напомним, претензии в обязательном порядке направляются по юридическому адресу организации, а дополнительно по любым каналам связи (электронная почта, фактический адрес местонахождения кафе).

Потребители, чьи права нарушены, могут обратиться в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, а если требования о возврате внесенной платы за вход не удовлетворены – в суд.