Медиакарта
22:08 | 20 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как сделать почерк читаемым

10:00 | 16 февраля 2024
Источник: Знамя правды

 Некоторые люди считают, что красивое и ровное письмо – пережиток прошлого, так как всё более распространённым становится компьютерный формат обучения и трудовой деятельности. Специалисты же уверены, что красивый почерк – это признак культуры и организованности человека, а за неразборчивой и небрежной манерой написания могут стоять серьёзные проблемы, связанные со здоровьем. Мы попросили педагогов Упоровской школы поделиться своими мыслями по этой теме.

Валентина ОДИНЦОВА, ветеран педагогического труда:

– В последнее время ручное письмо постепенно выходит из обихода, уступая место компьютерным текстам, СМС, звуковым и видеосообщениям. Популярной рукопись остаётся разве что у пожилых людей, ещё не овладевших ПК.

Я считаю, что важно вырабатывать красивый почерк в начальных классах. За эти четыре года обучения письму формируются настолько устойчивые привычки в написании элементов, соединении букв, что их уже потом никогда не разрушить. Со временем изменяются ручки, качество бумаги, нажим и наше настроение, но красивый почерк навсегда сохранится таковым, а «каракули» так ими и останутся.

Современный ритм жизни не позволяет слишком заботиться о красоте, главное – передать информацию. Тем более в эпоху новых технологий это искусство стало почти неприменимым в повседневной жизни. И если сравнить требования к почерку, которому обучали школьников 50-70-х годов прошлого века, и стандарты последних лет, то можно найти между ними большие отличия. И как результат, у многих людей вместо ровных строчек появляется неразборчивый ряд букв. Вопрос эстетического восприятия красивого и некрасивого почерка – вещь индивидуальная. А вот чёткий и читаемый почерк – это необходимость. Ведь человек пишет не просто для того, чтобы поставить закорючку, а для того, чтобы изложить свою мысль, чтобы его поняли.
Почему стали писать хуже? Во-первых, до реформы 1968 года дети в школах писали перьями. И уроки чистописания проводились у них каждый день – с 1-го по 3-й класс. Это была ежедневная практика, подкреплённая мотивацией: компьютеров тогда не было, а работы, написанные красивым почерком, очень ценились. Прописи тоже были другими: дети переписывали образец из них в чистовик до тех пор, пока результат не становился очевидным. В современных же прописях выделяются три строчки на одну букву – на этом упражнения по чистописанию заканчиваются. Раньше дети писали чище просто потому, что формированию такого навыка уделялось достаточно времени, а сейчас загруженность программ не позволяет этого.

Марина БЕРДЮГИНА, учитель начальных классов:

– Каллиграфическое письмо учащихся – мечта каждого учителя. Чаще всего у учеников начальных классов при письме встречаются такие  проблемы:

– неправильный наклон букв;

– пропущены и плохо выполнены соединения;

– интервал между буквами слишком большой или слишком маленький;

– сложно даются заглавные буквы и их элементы.

Причин, по которым ребёнку сложно справляться с письмом, может быть несколько. Одна из них – неподходящие домашние условия, а именно: неудобный стол или плохое освещение. Важны и ручки, которыми ребёнок пишет. Лучше, чтобы они были трёхгранными, держать ручку надо тремя пальцами: корпус – на среднем пальце, большим придерживаем, указательный кладём сверху.

Необходимо обращать внимание на осанку:

– колени – на одном уровне с бёдрами, ступни упираются в пол;

– между краем стола и животом должна свободно помещаться ладонь;

– кресло лучше подобрать с высокой спинкой, спина должна быть к ней прижата, прогиб в пояснице – минимальный;

– расстояние от глаз до стола должно быть равно длине локтя;

– локоть держать на столе;

– финальный штрих – правильное расположение тетради: левый угол должен быть направлен в грудь пишущего. Чтобы ребёнок мог сам правильно класть тетрадь на стол, можно провести строительным скотчем линию – по ней ученику будет проще ориентироваться.

Процесс письма очень сложный. В нём участвуют сразу три сенсорные системы: визуальная, аудиальная и моторная. Зрительная система помогает удерживать в памяти образ буквы и её элементов, а потом воспроизводить их.   Слух позволяет различить фонемы (поэтому дети, которые только учатся писать, проговаривают вслух каждое слово). Письменная речь позволяет активно развивать практически все отделы мозга, это зарядка для глаз, мелкой и крупной моторики, а также формирование мышечного корсета.

Фото автора.

Автор: Лидия СОСНИНА.