Медиакарта
3:52 | 29 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чтобы зажечь детей, нужно самому двигаться вперёд

Атмосфера созидания, вдохновения и сотворчества царила на прош-лой неделе в п. Сетово. Здесь на базе двух образовательных учреждений проходил заключительный этап XXII районного конкурса профессионального мастерства «Педагог года - 2014».

На звание лучшего по профессии в этом году претендовали семь педагогов. Как мы уже сообщали в предыдущем номере, двое из них - стажисты, за плечами которых более десяти лет работы в школе. У остальных участников - от полутора до пяти лет. Такой сплав молодости и зрелости очень радует. Значит, учительская профессия, что бы ни говорили сегодня, остаётся востребованной и интересной для молодых. Особенно приятно было видеть среди конкурсантов представителей сильного пола, чего не наблюдалось на районных конкурсах уже несколько лет. В номинации «Лучший воспитатель года» нынче заявились пять работников дошкольных учреждений: представители детских садов «Колосок» из Ломаевой, «Алёнушка» из Нижних Аремзян, «Берёзка» из Сетово, «Ягодка» из Прииртышского и воспитатель группы кратковременного пребывания детей из Овсянниковской школы. Очевидно, и здесь ставку сделали на молодые кадры. На фоне статистики, которая свидетельствует о старении педагогов в сельской местности, такой расклад настраивает на оптимизм. Выходит, не всё так безнадёжно.

Конкурс на звание лучшего по профессии начинался незабываемо. В школе-но-востройке, похожей на сказочный дворец, сразу привлёкшей внимание красивыми современными и уютными кабинетами и коридорами, участников ждал радушный приём. Церемония открытия проходила в просторном актовом зале. С приветственными и напутственными словами к конкурсантам и руководителям образовательных учреждений обратились директор Сетовской школы В.П. Макаренко, начальник отдела образования Тобольского района С.Д. Бастрон, победитель прошлогоднего районного конкурса «Учитель года - 2013», педагог Сетовской школы Ю.А. Андронова. После тёплых, ободряющих слов маленьких сетовцев виновники торжества с лёгким волнением поднялись на сцену. Впереди их ждали два невероятно тяжёлых и от-ветственных конкурсных дня.

Мы учим до тех пор, пока учимся сами День первый. Эта цитата стала своеобразным девизом дня. А взята она мною из второго номера конкурсной газеты «Пеликан», выпуск которой организовал на нынешнем конкурсе пресс-центр сетовских педагогов под руководством Ю.А. Андроновой. К концу каждого дня спецвыпуск информировал, как прошло очередное испытание. Без преувеличения скажу, что у коллег из Сетово это получалось почти профессионально. И лучшее тому доказательство - информация, подготовленная с защиты педагогической концепции, она вне конкуренции. В сжатых материалах чётко прослеживалось педагогическое «я» каждого конкурсанта.

Излагая свою методику, учитель английского языка Сетовской школы О.А. Ниценкова отметила, что в освоении иностранного языка необходимым и важным методом является игра. Этот способ помогает в достижении многих образовательных целей. Поэтому педагог должен быть человеком творческим. В чём позже, во время своего конкурсного урока, она сумела убедить коллег и членов жюри. С ней солидарна педагог с почти 20-летним стажем, учитель немецкого языка из Малозоркальцевской школы С.А. Фаттакова, которая убеждена, что учение с увлечением - одно из главных условий успешного освоения материала. На своих уроках она увлекает учеников с помощью проектных технологий. Активно включаясь в исследовательскую, коммуникативную деятельность, ребёнок приобретает бесценный опыт.

Самого молодого участника, учителя физики Санниковской школы В.А. Довиденко (он работает в родной школе второй учебный год) волнует, как научить детей созидать и творчес-ки мыслить. И здесь главная задача для учителя - помочь ребятам почувствовать себя в роли исследователя. В верности этого направления Виталий ус-пел убедиться на собственном опыте.

По мнению ещё двух учителей-физиков - Д.З. Яна-лиева из Ачирской и Р.А. Тух-табаевой из Полуяновской школ, - современного педагога нельзя представить без информационно-коммуникационных технологий. Теперь оснащение сельских школ позволяет преподавателям активно использовать новейшие образовательные технологии и приёмы обучения. С ними согласна и историк Чебургинской школы З.В. Ситдикова.

Непростые вопросы нравственного воспитания учеников начального звена волнуют учителя начальных классов Байкаловской школы М.Г. Бронникову. Как воспитать маленького человека, чтобы он вырос цельной личностью? Её педагогическая концеп-ция, сложившаяся за 18 лет работы, убеждает, что этого можно достичь воздействием на чувства и сознание ребёнка с помощью примеров из жизни, текстов художественной литературы, курса основ религиозной литературы и т.д. Педагогу удаётся незаметно вести такую работу едва ли не на каждом занятии. В этом мы убедились на её конкурсном уроке.

День первый запомнится и добрыми, светлыми чувствами, которые остались у ребят, побывавших на внеклассных занятиях. Девятиклассники вместе с В.А. Довиденко размышляли: кто он, успешный человек. А песенка кота Леопольда, которой завершилась беседа учеников восьмого класса и С.А. Фаттаковой, заставила всех улыбнуться друг другу. «Дети и взрослые. Возможно ли взаимопонимание?», «Мир вокруг меня и мой мир» - говорить на эти темы с учениками, которых ты видишь в первый раз, наверное, сложно для молодых педагогов. И всё же блеск в ребячьих глазах, нескрывае-мый интерес и их востор-женные отзывы свидетельствуют: им было легко общаться с конкурсантами.

И за партой - глава

День второй. А он оказался не менее трудным. Порог Сетовской школы переступили участники выездного заседания районного совета приоритетно- го национального проекта «Образование». Его члены, главы сельских поселений и депутаты районной Думы не упустили возможности побывать на занятиях конкурсантов. С нескрываемым интересом следил за выступлениями молодых педагогов глава администрации района Ю.А. Батт.

Учителя истории З.В. Сит-дикову мы застали уже в коридоре. Она «отстрелялась» самой первой. Говорила, что с ребятишками ей очень повезло: они были активными и общительными.

  • На конкурс, - смеётся Зульфира, - я попала случайно: ехать должна была другая участница. Но ничуть не жалею о проведённых днях, ведь я получила бесценный опыт общения.

Урок Виталия Довиденко высоко оценили не только члены предметной комиссии: ему безоговорочно отдали свои симпатии представители детского жюри. А первоклашки буквально не отводили восхищённых глаз от учителя Марины Бронниковой. В красивом вен- ке из цветов, удивительно нежным, материнским голосом, она сумела затронуть неуловимую струнку в душе каждого ученика.

Таких интересных моментов в ходе второго этапа можно было найти сколько угодно. Как позже признавались конкурсанты, дух творчества, содружества, новаторства, а также моральная поддержка окружающих помогли им пре-одолеть волнение и достойно выступить.

Коснись крылом, волшебный Пеликан!

Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Подошёл к финишной прямой очередной конкурс. На церемонии закрытия с поздравлениями к участникам, выдержавшим нелёгкий педагогический марафон, обратились начальник отдела образования Тобольского района С.Д. Баст-рон, представители дет-ского и взрослого жюри. Большущего медведя - приз от детского жюри - ребята вручили Виталию Довиденко. Артисты район-ного центра культуры по-дарили участникам свои музыкальные номера.

И снова на сцене - конкурсанты. Наступила волнующая минута вручения наград. Победителем в номинации «За вдохновение и поиск в работе» названы воспитатель детского сада «Колосок» И.Н. Кузнецова и учитель истории З.В. Ситдикова. В номинации «Учи-тель-воспитатель» лучшей стала С.А. Фаттакова. «Сердце отдаю детям» - победителями в этой номинации стали Д.З. Яналиев и воспитатель детсада «Алёнушка» Р.З. Баширова. Дипломом дебютанта отмечена Р.А. Тухтабаева. А призы зрительских симпатий единодушно присуждены О.А. Ниценковой и Р.В. Башировой. Средства на подарки были выделены депутатом областной Думы В.Я. Майером.

А на пьедестале почёта нынче три педагога и три воспитателя. Лучшим учителем года признан В.А. Довиденко, воспитателем - Л.А. Паньшина (детсад «Берёзка»). Второе место заняли учитель начальных клас-сов М.Г. Бронникова и воспитатель И.А. Безпрозванных (детсад «Ягодка»). Третьими стали учитель английского языка О.А. Ниценкова и воспитатель из Овсянниковой Т.В. Соловьёва.

От души поздравляем всех участников. И помните: главное – это не победа, а участие. Уверены, конкурс научил вас многому, помог собрать крупицы опыта в одну копилку. Общение с коллегами и единомышленниками тоже дорогого стоит. Ваш путь в педагогику ещё только начинается, а значит, есть возможность учиться дальше и работать. Ведь тот труд, что по душе, как утверждает один фило-соф, - лучший способ наслаждаться жизнью.

Клара КУТУМОВА, фото Тимура КАРЫМОВА